Период нашего проживания в Хардхайме воспринимается всеми, как отдых перед важнейшими концертами второй половины гастролей. Те, кто едет на гастроли уже не в первый раз знают, что в казармах Бундесвера нас ждут практически целые дни свободного времени, которым можно распорядиться по собственному усмотрению. Хочешь — спи, хочешь — играй. Хочешь делать уроки или читать — пожалуйста!
Интересы детей различны и варьируются от бездумного бега, прыжков и крика до театрализованных постановок, решения сложнейших математических задач, написания сказок и стихотворений.
Умение занять и организовать себя, имея такое большое количество свободы — непростое занятие.
Аркадий Клементьев (11 лет)«Утром нас разбудили, и мы пошли на завтрак. После я пошёл мыться. Так приятно, когда стоишь под душем, тяжёлые капли массажем ударяют по спине, и пар согревает ноги.
На завтраке я обратил своё внимание на гербы на стене. По одному примеру можно разобраться в значении остальных. Выглядит герб так: первая зона — красного цвета — обозначает врага, вторая зона — белая с двумя чёрными крестами обозначает защиту третьей зоны, зелёной, с изображённым фонтаном мира и спокойствия. На крестах изображены змеи и жезлы. Расположение змей на жезлах озадачило меня. Одна из змей обвилась вокруг жезла, как будто бы не хочет с ним расставаться. Вторая змея — английской буквой Z перечёркивает крест и жезл».
Виталик Никитин (11 лет)«Меня заинтересовал один знак. Я долго размышлял над зоной защиты на гербе. Я размышлял насчёт первого креста и второго креста. Мне кажется, что кресты говорят, что мы можем быть и жёсткими, и гибкими».
Алексей Каликсон (13 лет)«После завтрака я стал обучать Аркашу Петушкова собирать кубик Рубика. Почему-то в этой поездке у него открылось неудержимое желание его собрать. В прошлом году у меня уже было несколько учеников, но Аркаша оказался самым трудно обучаемым учеником. Вот например, я ему показываю формулу и думаю, что он её сразу же повторит и запомнит. А вот и нет. Он начинает всё конспектировать и постоянно переспрашивает. Он хочет понять, почему при таком повороте грани кубика произойдёт именно то или другое. В общем, к концу свободного времени я всё-таки смог объяснить Аркаше, как собрать два ряда кубика».
Александр Валента (12 лет)«Мне приснилось, как я пою в нашем хоре, на концерте в Капелле. А после концерта Вадим Александрович начинает меня ругать. А знаете за что? Никогда не догадаетесь! За то, что я плохо спел „О соле мио“! Я второй альт и спел эту песню! Наверное, это просто мечты, которые не сбудутся».
Тимур Сосновец (13 лет)«Когда я вошёл в комнату, мне посчастливилось наблюдать такую картину: за столом сидят Саша Валента и Лёша Коваль-Зайцев. Они исполняют „Пардный марш“. При этом Лёша поёт, а Саша играет на столе ручками, как на барабанах! Я даже немножко им подпел. Весело. А после этого нас позвали на шоу Куминова. Мы решили пойти. Да уж... Шоу так шоу! Первые фокусы конечно удались, но куминовцы там такую бойню тапками устроили! Мы просто убежали оттуда, чтобы минус баллы не получить».
Арсений Царёв (9 лет)«Да, когда мало свободного времени, тогда много идей. А когда четыре часа делать нечего? Но всё же, мне удалось слизать идею с Саши Куминова, сделать выступление. Всё шло хорошо, нам хватало креатива, актёры, что надо, но были проблемы с арендой комнаты».
Павел Потапов (13 лет)«После обеда у нас был стандартный сценарий — репетиция. Вообще, класса для репетиций в казармах нет, и поэтому поначалу мы решили репетировать в комнате Виталика (хорошо, что не в нашей). Но там было не поместить сорок человек и синтезатор. Потом мы решили всё перенести в коридор, но он оказался узким. В итоге мы репетировали в операционной на третьем этаже. Это не та операционная, о которой многие, наверно, подумали. По-моему, это походило на комнату, где обсуждают какие-либо учения, стратегии и.т.д. Репетировали произведения, которые мы будем петь в Нюрнберге с Баварским симфоническим оркестром. Их мало, но они сложные по обработке. Надеюсь, споём».
Игорь Мантров (12 лет)«На репетиции я думал о песне „O, Tannenbaum“. Я думал: „Бедная ёлка. Она одна выросла без родителей. Мне её жалко“. Ну что о грустном, давайте о хорошем. Я люблю мёд. Он вкусный. Ура!».
Александр Соколинский (10 лет)«После завтрака мы с Ярославом Юргелем решили сделать необычный квартет, состоящий из мусорных баков, табуреток и метлы. Нам это очень нравится! Потом, когда время отдыха подошло к концу, мы пошли на репетицию, а потом напрямик на концерт! Вот я даже сочинил стихи, послушайте их:
О, берёзка белая, О, берёзка старая, под моим окном. Что ты приугрюнилась Поздно вечерком?» |
Аркадий Петушков (13 лет)
«Сегодня был очень ранний подъём и, ещё сонный, я пошёл на завтрак, который в моём случае состоял только из кружки какао, потому что есть совсем не хотелось. После завтрака было очень много свободно времени, до самого обеда. Я, с активной помощью Лёши Каликсона и Вадима Александровича, учился собирать кубик Рубика. Надеюсь, через несколько дней смогу делать это достаточно хорошо.
После обеда, помимо свободного времени, была репетиция. С ней — целая история. Сначала все, взяв с собой подушки, собрались в одной из комнат. Подождали минут пятнадцать и решили, что лучше будет в коридоре. Мы расставили стулья и через несколько минут понесли их обратно, потому что обнаружилась подходящая комната. После двухчасовой репетиции мы отправились на концерт. В программе, по просьбе пастора, не было немецких рождественских песен. Но ничем другим программа не отличалась от обычной».
Из дневника Вадима Александровича:«Один раз в год бывают концерты, во время которых ты благодаришь судьбу за счастье заниматься своей профессией. Это те редкие мгновения счастья, когда публика приходит в восторг не только от ярких и зрелищных песен, но и от сложной для восприятия духовной музыки. Это тот момент истины, когда во время звучания „Аве Мария“ ты понимаешь, что нет в жизни ничего прекраснее, чем общение с Богом, путь к которому прокладывают своим пением твои ученики.
Редко можно получить такое наслаждение от своих собственных концертов, тем более, когда они идут один за другим, практически копируя друг друга. Тем не менее, так было сегодня, ибо всё, что происходило перед алтарём католической церкви, было совершенно. В такие минуты ты вновь и вновь проживаешь свой творческий путь, и в очередной раз убеждаешься, что он был абсолютно верен.
Хор сейчас звучит как взрослая Академическая капелла. Во многом это звучание обусловлено возрастом детей. Ведь в этой поездке в каждой хоровой партии большинство певцов находится в предмутационном певческом периоде. Именно преобладание детей старшего возраста, с уже сформированным музыкальным мышлением и профессионально обученных, позволяет творить чудеса.
Как жаль, что специфика хора мальчиков не позволяет удерживать достигнутые результаты в течение длительного времени».