Литургия святого Иоанна Златоуста была написана П.И.Чайковским в 1878 году. К этому времени композитором уже были созданы Четвёртая Симфония и опера «Евгений Онегин» и, по всей видимости, ему хотелось испробовать свои силы в новом для него виде творчества. Чайковский воспринимал церковно-певческие жанры как «огромное и ещё едва тронутое поле деятельности» и стал первым русским композитором, объединившим песнопения церковного обихода в единый музыкальный цикл.
Литургия была написано именно как часть церковной службы. Однако поддержки со стороны духовных лиц не получила. После премьеры, состоявшейся 18 декабря 1880 года в зале Московского дворянского собрания, исполнение Литургии в храмах было запрещено. Одни критики обвиняли Чайковского в излишнем новаторстве, отсутствии сходства с привычными для уха гармонизациями Бортнянского и Львова, другие были недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, третьи, наоборот, взывали к строгости Палестрины и, наконец, большинство священнослужителей были возмущены самой дерзкой попыткой светского композитора. Чайковский не претендовал на принципиально новые решения, но в то же время признавал, что музыка получилась слишком европейской. Однако решающее слово в дальнейшей судьбе сочинения принадлежало Придворной певческой капелле. Именно она имела в те годы монопольное право на издание и исполнение духовных сочинений. И именно она наложила на это произведение окончательный запрет.
Запрет отменился сам собой только со смертью Чайковского. В церкви Большое Вознесение у Никитских ворот Синодальный хор исполнил Литургию на панихиде по композитору и с тех пор ежегодно, в день памяти, она звучала в течение многих лет. Та же традиция поддерживалась в Санкт-Петербурге, в соборе Александро-Невской Лавры, где отпевали Чайковского.
С приходом Советской власти Литургия вместе с огромным наследием духовной музыки была запрещена и на долгие годы упрятана в церковные архивы. Однако в 1943 году, к 50-летию со дня смерти композитора, Москва поручила хору Ленинградской академической капеллы (бывшей Придворной певческой капеллы) разучить это сочинение. В это время хор Капеллы, руководимый первой в России женщиной-дирижёром Елизаветой Кудрявцевой, находился в эвакуации, в городе Горьком и, будучи лишённый продовольственного пайка, влачил нищенское существование. Тем не менее, задание из Москвы выполнили, и сочинение было подготовлено. Однако в связи с изменившейся политической ситуацией на фронтах, концерт отменили.
Елизавета Кудрявцева решилась показать проделанную работу местной партийной организации, и Литургию Чайковского приехали послушать ведущие партийные функционеры. Исполнение оказало такое воздействие на присутствующих, что Капелла получила полную продовольственную поддержку и, таким образом, благодаря музыке Чайковского, была спасена.
Следующее исполнение Литургии состоится только через 40 лет. Но это будет уже другое время, другая страна и другие люди.