Этот концерт по праву можно назвать историческим. Впервые за всю историю Санкт-Петербурга «Реквием» Моцарта был исполнен силами хора мальчиков и юношей нашего города.
Немного из истории. Первый в России императорский хор мальчиков — хор Академической капеллы исполнял исключительно духовные сочинения, предназначенные для церковных богослужений и особых праздничных торжеств. После революции его репертуар был пополнен народными и революционными песнями, а также светскими произведениями. В 1921 году главный дирижёр Капеллы, профессор Михаил Георгиевич Климов, ввёл в хор Капеллы женские голоса, что позволило включить в репертуар хора сочинения кантатно-ораториального жанра. Однако в этих сложных партитурах мальчики исполняли лишь некоторые незначительные эпизоды, внося в звучание взрослого хора дополнительные краски. Через несколько лет капельский хор мальчиков окончательно отделился от взрослого хора и стал учебным коллективом, концертная жизнь которого носила эпизодический характер.
Любительские хоры мальчиков, которых в Ленинграде в советские годы было много, исполняли исключительно песенный репертуар и поэтому в этих коллективах не было даже попытки осуществить исполнение «Реквиема» Моцарта. Ленинградская, а затем и петербургская публика могла услышать это сочинение только в исполнении взрослых профессиональных хоров или зарубежных хоров мальчиков и юношей, где «Реквием» всегда был неотъемлемой частью репертуара.
Хор мальчиков Санкт-Петербурга, созданный именно как исполнительский коллектив, шёл к исполнению этого бессмертного творения двадцать шесть лет. Вначале надо было воспитать своих дискантов и альтов, затем взрастить юношескую группу хора. Кроме того, необходимо было научить хор выносливости и сценической дисциплине, подготовить его вокально и интеллектуально. Именно на это ушли годы.
Когда хор был готов, оставалось самое сложное — найти оркестр. Неоценимую помощь в решении этого вопроса оказал Художественный руководитель Академической капеллы, народный артист России, профессор — Владислав Александрович Чернушенко. Именно благодаря его личной поддержке концерту было суждено состояться.
В распоряжение хора был предоставлен зал, солисты хора Капеллы, оркестр и репетиционное время. Состав солистов: Лариса Радченко (сопрано), Дарья Лейбова (меццо-сопрано), Олег Трофимов (тенор), и Станислав Билавин (бас).
Оркестр Капеллы заслуживает отдельной благодарности. Высокопрофессиональные музыканты были настолько внимательны и отзывчивы, что позволяли создавать музыку прямо на сцене. Они откликались на каждый дирижёрский жест, чутко аккомпанировали хору и солистам, объединяя тем самым всех участников концерта в единое целое.
Зал Капеллы был заполнен до последнего места. Отрадно, что на концерте присутствовало много музыкантов-профессионалов, а также выпускников хоровой студии.
Пройдут годы. «Реквием» Моцарта прочно займёт своё место в репертуаре нашего хора. Ещё многие поколения детей и юношей соприкоснутся с музыкой великого гения. Но эта премьера, безусловно ставшая значимым культурным событием в жизни Петербурга, займёт особое место в истории нашего хора и навсегда останется незабываемой.