«Помните о том, что вы участвуете в самом главном концерте, посвящённом 73-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда!», — напутствовал всех участников главный режиссёр Большого Концертного зала «Октябрьский», заслуженный деятель Искусств России — Геннадий Михайлович Шагаев.
Геннадий Михайлович — человек-легенда. Свыше двадцати пяти лет он является главным режиссёром БКЗ «Октябрьский», и все крупнейшие городские концерты, музыкальные абонементы, бенефисы, проходят под его руководством. Он — настоящий мастер своего дела. Его взгляд молниеносно выхватывает любую неточность: «Фанфарист на балконе! На двадцать пять градусов фанфару в сторону сцены разверните!» или «Почему между военными группами на транспортёре такие дыры? Сокращайте дистанцию!». В поле внимания режиссёра все необходимые для концерта детали: свет, музыка, кинохроника на экране, занавес, транспортёры, словом, — всё, что задействовано в сложных перемещениях, мизансценах, планах. Он должен скоординировать работу всех служб, точно объяснив задачу и проконтролировав её выполнение. Во время концерта Геннадий Михайлович находится за режиссёрским пультом и внимательно держит на контроле каждую деталь и световой оттенок.
В прошлом году на сцене БКЗ отмечали 65-летие Геннадия Шагаева. Поздравить главного режиссера пришли, приехали, прилетели Ирина Богачева, Людмила Сенчина, «Лицедеи», Андрей Ургант, Дмитрий Харатьян. Было много шуток, пародий, но и немало соответствующих важности момента торжественных речей, телеграмм, грамот, подарков — от комитета по культуре, ФСБ, МВД, судебных приставов, пограничников, банкиров.
Юбиляр вспомнил, как на одном из концертов он отдал строгую команду техническим службам выпустить сотни шаров со сцены в зал по его отмашке рукой. Неожиданно во время концерта в зал вошел министр спорта Виталий Мутко и приветственно помахал Шагаеву, на что тот тоже в ответ помахал рукой. Подчиненные тут же восприняли это как руководство к действию, и на голову министра в самый неподходящий момент вывалилась туча воздушных шаров. В другой раз из-за несогласованности служб одновременно зажглась вся пиротехника и вывалились шары — вот шума и треска-то было! Еще один забавный случай случился, когда на праздничном концерте на «ленте-транспортере» на сцену выехали пулеметчицы времен Великой Отечественной войны, у которых были огромные длинные ресницы, ярко накрашенные глаза и губы, что вызвало приступ отнюдь не патриотического смеха в зале...
Для участия в сегодняшнем концерте наш хор приготовил «Журавли» Френкеля и «Мальчишки у стен Ленинграда» Шварца. Однако Геннадий Михайлович попросил нас выучить дополнительно припев песни «Непокорённый», чтобы иметь возможность выставить хор в начале концерта. За несколько репетиций мы всё выучили. Однако, на генеральной репетиции замысел изменился и выстроился замечательный финал с песней «Ладога». Эту песню знали лишь некоторые участники нашего хора. «Успеете доучить?», — спросил Шагаев. «Успеем», — ответил Вадим Александрович. «А дописку к вступлению „Мальчишки у стен Ленинграда“ сможете записать?» — «Сможем!» «А не обидитесь, если мы оставим только «Мальчишек» и «Ладогу»?
Очень часто сценарный замысел в процессе работы претерпевает большие изменения. Режиссёру приходится непросто: с одной стороны — он отвечает за всю концепцию проекта, с другой — каждый исполнитель хочет получить максимальное время на сцене. Складывается сложная ситуация. Именно поэтому, имея многолетний опыт сотрудничества с разными режиссёрами, мы всегда придерживаемся одного принципа: «Слово режиссёра — закон!».