«Мы все проснулись от яркого света, который включил Вадим Александрович со словами: „Просыпайтесь, каюта образцового содержания!“ Затем он выдал мне и Саше Соколинскому дневники. Вся наша группа по очереди чистила зубы и мылась.
В 10:30 по финскому часовому поясу наш хор пошёл завтракать, а в четырнадцать часов мы обедали. Был шведский стол, еду которого мальчики и юноши уплетали даже при морской качке».
Запорожцев Егор (9 лет)«Вообще я люблю гастроли. Целый месяц можно не учиться и не делать уроки. Каждый день концерты. Наслаждаешься пейзажем, дышишь чистым воздухом. Это очень увлекательно.
Мы будем путешествовать по разным городам Германии. Я думаю, что всё, что ждёт нас впереди, будет как крепкий сладкий сон».
Гаврилюк Валера (12 лет)«Гастроли впереди и нам ещё предстоит многое пережить, стоя горой друг за друга».
Чистиков Илья (14 лет)«Весь этот день заняла дорога, а если быть точнее — путь. Длинный морской путь. Я давно хотел сравнить то множество поездок, которые были и описать или всего лишь предположить, чего ждать теперь. Для каждого поездка своя. У каждого свой возраст, свои воспоминания...
Например, для меня пока лучшая поездка была третья. Могу это объяснить. В первой поездке я был один, а, учитывая мои десять лет, мне было некомфортно. Затем, ко второй поездке, у мене уже были друзья, с которыми я мог жить или хотя бы поговорить. В третьей поездке я в первый же день показал, что теперь я вырос. Могу сделать всё сам. (Хотя делал я это не сам, всем решениям нужен толчёк. Без него никак.) В четвёртой поездке было чуть меньше того, чего хватало с избытком в третьей.
От этой поездки я жду приключений, жажду событий, концертов, хочу доказать, что меня взяли не зря!»
Всеволод Багмутов (10 лет)«В первый раз за всю жизнь я побывал на пароме в сауне с джакузи. Сначала я не понял, что это, но потом я увидел, что это бассейн с тёплой и бурлящей водой».
Из дневника Вадима Александровича«Провёл урок немецкого языка для желающих. Их оказалось немало — около двадцати человек, из которых семеро уже изучают этот язык в школе. Проводить урок в походных условиях непросто. Нет подручных средств, таких как доска, бумага, пособия, мультимедия и т. п. Изучение любого языка — это, прежде всего, выработка языкового стереотипа. Изучение языка требует огромного тренажа. И чем больше средств использует учитель в процессе урока, тем больше форм работы он может предложить своим ученикам. Таким образом, муторный процесс наработки правильных моделей и стереотипов будет запрятан глубоко внутрь учебного процесса, подобно тому, как спрятаны под оболочкой Windows сложнейшие математические вычисления.
Среди учащихся сразу же выявились лидеры и те, кому даже азы даются очень трудно. Эксперимент будет продолжен.
Днём на лифте появилось объявление: „Наш паром опаздывает на два часа“. Значит в Штелле мы приедем за полночь...».
Кузнецов Никита (12 лет)«После собрания у нас произошло одно важное событие. Это — урок немецкого языка. В школе я уже изучаю французский и английский. Я стал изучать немецкий язык, чтобы познать новое.
От гастролей я жду того же, что и от немецкого языка. Я очень жду приезда в старый добрый Штелле. Но, похоже, паром не хочет нас отпускать, ведь мы приплывём в Германию с опозданием».
Тихомиров Яков (10 лет)«После догонялок мы пошли на урок немецкого языка. Мне было на уроке почти всё непонятно. И я не верил в то, что это происходит со мной. Мне казалось, что это — сон».
Соколинский Саша (11 лет)«„Вы знаете, как плавно плывёт наш паром, не то, что по русским дорогам“,— подумал я, когда вставал с кровати.
Один раз в школе мне задали довольно невыполнимое задание — принести огромный лист фанеры. Когда я его купил, то хотел сесть в автобус, но кондуктор сказала: „Плати за пять человек или иди вон из автобуса!“ Пришлось идти пешком. Но это было непросто. Лист большой, а я — маленький. И от этого мне казалось, что я сейчас взлечу».
Фёдор Журин (12 лет)«Те мальчики, которые поехали на гастроли в первый раз, ведут себя достойно. Удивляет то, что шум и гам создают те хористы, которые на гастролях не в первый раз. Почему-то за два-три года ребята не научились жить без родителей. Более того, кто-то постель застилать не научился. „Где это видано? Где это слыхано?“, — говорил Эдуард Успенский.
Представлять гастроли можно по-разному. Радость, грусть, отчаяние... иногда это всё миксуется и сливается в одну вещь — гастроли. И только такие гастроли — это настоящие гастроли.
„Каждое путешествие — это жизнь. А в жизни может случиться всё“ — Р. Шукер».
Базуев Роман (12 лет)«От этих гастролей я жду чего-то того, что не может мне дать повседневная жизнь. Может, я уже привык к парому, к тем небольшим волнам, которые нас мирно покачивают. Или я просто вырос?»
Саша Куминов (12 лет)«Свободное время я растратил на записи в дневнике и поход в сауну. Остальное время я использовал для отдыха перед грядущими гастролями.
И всё-таки здорово плыть на пароме в кругу своих друзей, не ведая забот и в хорошем настроении. Я сравнил бы гастроли с каникулами. Единственное, о чём нас просят, — выступать на концертах и соблюдать правила. В том числе — делать записи в дневниках. Выполняя их, каждый участник хора сделает хорошо в первую очередь для себя и на благо хора».
Игорь Мантров (13 лет)«Я думаю, что гастроли будут супер. Я уже был на гастролях и знаю, к чему стремиться: работать на сто процентов, не нарушать правила. Кажется, это легко. Но это так сложно.
Школа ставит перед нами вечные правила, а здесь школы нет. И наша дикость выходит из-под контроля».
Иван Пономарёв (11 лет)«Я бы назвал сегодняшний день Днём отдыха. Так как у нас нет ни концертов, ни репетиций, и можно почти весь день играть с друзьями.
Ещё у нас сегодня был урок немецкого. Вадим Александрович учил нас основополагающим словам немецкого языка. На них строится весь язык.
После ужина, конечно же, не разочаровавшего меня, нам устроили мини-собрание.
Я надеюсь, гастроли будут весёлые и загадочные, ведь скоро Рождество!»