Развернувшаяся на сайте Хоровой студии мальчиков дискуссия родителей по поводу сольфеджио заставила нас посвятить сегодняшний дневник лагеря необходимым разъяснениям.
Учебный процесс в нашем понимании — это та монополия, в которую не должны вмешиваться родители. Во-первых, многие родители не имеют музыкального образования, а значит не могут на профессиональном уровне помочь ребёнку. Во-вторых, ребёнок должен постепенно овладевать искусством самообучения. И чем раньше ученик овладеет этим искусством, тем легче будет ему постигать гранит наук, какой бы области знаний это не касалось. Как известно: «Научить — нельзя, научиться — можно».
Желание родителей помочь своему ребёнку вполне понятно и объяснимо, но помощь эта должна носить чисто организационный характер. Родители должны обеспечить ребёнку условия для выполнения домашней работы: помочь ему организовать рабочее пространство, обозначить время для работы над домашним заданием, проследить, чтобы у ребёнка оставалось, кроме того, и драгоценное время для отдыха. Но ни в коем случае родители не должны вместе с ребёнком выполнять все работы, учить с ним номера по сольфеджио и страдать от невозможности их запомнить! С того самого момента, когда родитель берёт на себя обязанности учителя, обрывается связь между учеником и педагогом и становится невозможным оценить объективный уровень способностей учащегося. Именно отсюда возникают программы завышенной сложности, когда их составителям кажется, что ребёнок с лёгкостью со всем справляется.
Есть старейшая педагогическая истина: ставя оценку своему ученику, ты ставишь оценку себе. Показатель хорошей успеваемости группы — это семьдесят процентов положительных оценок. Если этот показатель выше или ниже, значит, учебная программа нуждается в корректировке.
В нашей практике в течение многих лет существуют формы работы, где вмешательство родителей невозможно. Одна из таких форм — работа шефов с подшефными. Мальчики самостоятельно разучивают с кандидатами два хоровых произведения. Никто из взрослых им в этом не помогает. И девяносто процентов сдают выполненную работу на «отлично», а в работу оставшихся десяти уже вмешивается педагог. Вмешивается осторожно, деликатно, так, чтобы не обидеть, чтобы не погас интерес. При этом задача педагога в короткие сроки определить звено, вызывающее у ученика наибольшие трудности, исправить его и пронаблюдать за тем, чтобы в дальнейшем оно не давало сбоя.
Нам приходится слышать от мальчиков душераздирающие истории о том, как дома их наказывают номерами по сольфеджио, ставят какие-то условия, зачастую совершенно невыполнимые, и заставляют учить, учить, и учить. Это неправильно. Ребёнок должен сам для себя определить то количество номеров, которое ему под силу выучить за один день. Для кого-то это количество будет ограничено одним номером, а кто-то с лёгкостью выучит десяток. Не стоит забывать, что у детей разные возможности и разная подготовка. Компакт-диск, которым снабжён каждый учебник, помогает ребёнку отработать точную интонацию.
Вся работа по разучиванию номеров проходит в форме игры. Она выражена в символическом названии: «Кто привык за победу бороться?» Бороться за победу должны все, так как вся наша жизнь — это борьба. Вот только победа у каждого будет своя. Самое главное, чтобы она была добыта самостоятельным трудом.