По прошествии половины нашей поездки хочется поделиться с вами мыслями, которые неизбежно возникают, когда путешествуешь. Германия- страна удивительная. Однако, по нашим наблюдениям, Германия несколько лет назад и Германия сегодняшняя — две разные страны. Не будем вдаваться в политические и экономические аспекты этого вопроса, коснёмся лишь того, что лежит на поверхности.
Прежняя Германия ассоциируется у нас с солнцем и цветущими полями рабса, с сухим асфальтом и по-весеннему зелёными травами, с ароматами ванильного Рождества и светящихся огней. Нынешняя — погружена в холод, мрак, и по своим климатическим параметрам ничем не отличается от России. Светящихся огней всё меньше, более того, с каждым концертом и освещение в церквях идёт на убыль.
В городскую церковь города Грюнсфельд мы вошли вообще в полной темноте. Пробирались на ощупь, подсвечивая себе путь мобильными телефонами. Что случилось? Почему вся страна погружена во мрак? Откуда такая великая депрессия? Все эти вопросы мы переадресовали Герману Вавачеку. Он объяснил нам, что пока идут недели перед Рождеством, света должно быть мало, чтобы в священную ночь, когда Германия засверкает тысячами огней, по-настоящему почувствовать праздник. Ответ Германа не убедил нас. А почему тогда раньше всё было иначе? Ответа на эти вопросы мы пока не получили.
Светлым пятном сегодняшнего дня стала встреча Вадима Александровича с командиром казарм Бундесвера. О встрече договорились заблаговременно. В десять часов утра, с русской пунктуальностью мы стояли на пороге его кабинета. Адьютант его превосходительства сразу же предложил нам кофе и пригласил в кабинет. Приём проходил не по-военному. Господин Шнебельт, находящийся в чине оберлейтенанта, уделил нам тридцать минут своего рабочего времени. Говорили о политике, о нашем хоре, восхищались удобством проживания в казармах, пригласили посетить Санкт-Петербург. В ответ получили предложение вновь погостить в казармах. Любопытная деталь: все коридоры генерального штаба украшены живописными картинами с изображением природы, лишь вдоль лестничных пролётов мы успели заметить портреты известных в Германии военачальников.
Вечерний концерт понравился только публике. Мы же остались разочарованы, хотя прекрасно понимаем, что в искусстве не может быть постоянства.