Запись на прослушивание
 

Петербург. Классика. № 4, 2003

Хоровые витражи

Каждая встреча с Хором любителей пения обещает что-то новое, неизведанное. Поэтому так ждут его выступлений в нашем городе, а концерты всегда проходят с аншлагами. Воспитанников у руководителя хора, н. а. России, профессора Е. П. Кудрявцевой, великое множество — огромная хоровая семья. Они работают в разных концах страны, и через творческую индивидуальность каждого преломляется её собственная. Среди них хормейстеры и дирижёры симфонических оркестров.

В концертной программе 5 марта Хор любителей пения выступил с Хором мальчиков Санкт-Петербурга, которым руководит ученик Е. П. Кудрявцевой В. Пчёлкин. (45 лет и 10 лет — столько существуют названные хоровые коллективы).

Вадиму Пчёлкину 30 лет. Он окончил Хоровое училище Певческой капеллы в 1991 г. С детьми работает с 1988-го. Надо быть хорошим психологом и очень любить ребят, чтобы взвалить на себя груз в 400 человек — именно столько он обучает, опекает, прививая не только навыки музыкальной культуры, но и понимания собственной значимости и места в жизни. Е. П. Кудрявцева учит дисциплине в жизни и труде, а вслед за ней этому учит и Пчёлкин. Что это такое — становится ясно во время концерта.

Уже первые звуки настраивают на серьёзное отношение. И каждый раз — открытие, удивление слушателей и радость встречи. Начинать с петровского канта вполне естественно для города св. Петра. Тихо вступают мальчишечьи голоса... басы... женщины поддерживают их... торжественно и весело звучит хор, но вместе с тем достаточно скромно. «Радуйся росско земле». Тихая радость, глубокая печаль в произведении Свиридова «О России петь». Чуть жутковато, таинственно и мощно поёт хор — это «Легенда» Чайковского на стихи Плещеева. «Что смолкнул веселия глас» П. И. Чайковского исполняют мальчики и мужчины. Голоса наслаиваются друг на друга, что-то угрожающее в их звучании, но ближе к концу — просветление. В «Грёзах» Бородина, переложенных для смешанного хора Г. Дмитревским, готика сменяется умеренным движением голосов и светлой, спокойной мелодией. Контрастные по музыкальному языку «Ave Maria» Брукнера и «Ave verum» Элгара (с органом) дают богатую пищу исполнителям. Партия органа (Сахарова) хорошо соответствует возможностям мальчишеских голосов. А меня особенно восхищает младшая группа хора мальчиков. Контрастно ко всему первому отделению, торжественно празднично, упоительно прозвучал хор из оперы Верди «Набукко» (сверх программы). Хотелось по итальянской традиции встать.

Если в первом отделении преобладало мерцание «хоровых витражей», то программа второго чётко делится на спокойные, «короткие», пейзажные вещи и яркие, взрывные, музыкальные фрески. Казалось, в Большом зале Филармонии нашлись дополнительные источники света, и то, что раньше искрилось и мерцало, вдруг полыхнуло пожаром. И романс Калиникова, и два сочинения эстонского композитора Тормиса замечательно подходят для мальчишеского хорового пения.

В произведениях Гаврилина глубокая тоска и боль за судьбы России соседствуют со взрывами искромётного юмора и ярости потомков Булавина, Разина, Пугачёва. И это состояние динамических сдвигов замечательно передано смешанным хором, где взрослые становятся мальчишками и девчонками, а мальчишки, как и положено их возрасту, нарушители дисциплины.

Когда я писал это, то ясно видел, как хоровые витражи меняют свой красочный слой и объём.

Исполненная дважды песня «Вдоль по Питерской» была заключительным аккордом этого хорового буйства.

О. Я.