Запись на прослушивание
Ctrl

 

19 апреля 2023 (среда)
ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...
Голос Хора мальчиков Санкт-Петербурга вновь звучит под сводами Смольного собора

19 апреля 2023 года под сводами Смольного собора после многолетнего перерыва вновь зазвучал голос Хора мальчиков Санкт-Петербурга. «Херувимская» и «Да воскреснет Бог» (34 концерт) Бортнянского, «Вечери Твоея» Львова, «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова, казалось, оживили стены многострадального храма...

Об особой роли Смольного собора в истории Хора мальчиков Санкт-Петербурга рассказывает Вадим Пчёлкин.

«Я хорошо помню тот день, когда впервые переступил порог Смольного собора. Это был май 1988 года. Мне было пятнадцать лет. Я учился в Академической капелле, но уже не пел в хоре, так как в то время все мальчики, в период "ломки" голоса, от пения в хоре были освобождены. В Соборе я оказался в качестве помощника дирижёра Капельского хора мальчиков — Фёдора Михайловича Козлова и наблюдал за репетицией со стороны.

В те годы Смольный собор был впервые открыт для посетителей. Он был передан в Министерство Культуры, которое видело дальнейшее его предназначение в качестве концертного зала. Это решение, как показало время, было верным. В страну возвращалось неисчерпаемое духовное наследие — православная музыка. Музыка, которая много десятилетий была неизвестна русскому слушателю. После долгого перерыва началось её стремительное возрождение: зазвучали хоровые концерты Бортнянского, Березовского, Веделя, Дегтярёва... А Смольный собор как нельзя лучше подходил для звучания этих шедевров.

Несмотря на большую удалённость от метро, этот зал всегда хорошо посещался публикой. Кроме того, здесь проходили всевозможные выставки. Поэтому статус зала звучал очень солидно — «Государственный концертно-выставочный комплекс Смольный собор».

Многие годы директором зала был Виктор Иванович Грибанов. Именно в бытность его директорства развитие зала шло с запредельной скоростью. Грибанову удалось провести качественный косметический ремонт Собора, установить (по рекомендации специалистов-акустиков) деревянную стену, имитирующую иконостас, наладить работу концертного отдела и сделать эту площадку одной из самых привлекательных в городе. В 1991 году в Смольном соборе будет создан свой хор — Хор Смольного собора, который на много лет возглавит профессор Санкт-Петербургской Консерватории — Станислав Легков.

Тогда же, в 1988 году, зал был совершенно пуст. Деревянной стены не было. Была сооружена временная сцена, на которой красовался концертный рояль. А в центральном проходе размещались деревянные банкетки.

Мне хорошо запомнились репетиции, свидетелем которых я был. Они напоминали известную всем сказку про голого короля. На деле — звук хора разлетался в разные стороны, быстро сменяющиеся гармонии наслаивались одна на другую, хоровая партия дискантов абсолютно не слышала партию альтов, а аккомпанемент рояля, совершив несколько движений под куполом Собора, жил своей собственной жизнью. Однако, из уст авторитетных музыкантов, коими были для нас наши педагоги, мы слышали: «Потрясающая акустика!», «Какая удивительная полётность у дискантов!», «Какая соборность звучания!», «Божественно!», «Ангельски!». Мне же в те годы было проще верить им, чем своим ушам.

Капельский хор мальчиков исполнял в Соборе фрагменты Реквиема Моцарта под рояль. Записей не сохранилось. Я помню ощущение того, что выступление было по меньшей мере очень странным. Только теперь я понимаю, что у хора, привыкшего петь в светских залах и исполнять светскую музыку, совсем не было опыта работы с такой акустикой.

Через несколько лет на сцене Смольного собора появилась деревянная стена, и акустика зала значительно изменилась. В 1989–1991 концертных сезонах я уже стоял на сцене в качестве певца Капельского хора мальчиков в теноровой партии. Концерты в Соборе были у нас довольно частыми. Под управлением Владимира Столповских наш хор исполнил здесь «Литургию» Гречанинова, 18-й, 20-й, 21-й, 34-й концерты Бортнянского, «Помилуй мя Боже» и «Боже, Боже мой» Дегтярёва и много других духовных песнопений, оставивших в моей памяти неизгладимый след. Владимир Столповских, одарённейший хормейстер и педагог, во многом определил мою дальнейшую судьбу. В те годы он был для меня первым дирижёром, сумевшим заставить хор мальчиков профессионально работать в сложной акустике Смольного собора.

Хор мальчиков Санкт-Петербурга впервые вышел на сцену Смольного собора в 1993 году. С этого момента концерты нашего коллектива здесь стали регулярными. В год мы давали под сводами Собора четыре сольных концерта. Программы исполнялись по воскресеньям и назывались «Полуденные песнопения». В те годы главным администратором Собора, отвечающим за концертную часть, была Раиса Герасимовна Бондаренко. Она лично присутствовала на всех наших выступлениях и после каждого концерта вызывала меня к себе в кабинет, чтобы подробно обсудить концерт.

12 апреля 1996 года на сцене Смольного собора я сдавал Государственный экзамен по дирижированию хором, на котором присутствовала вся дирижёрская кафедра Санкт-Петербургской Консерватории. Для того, чтобы в полной мере продемонстрировать возможности дирижёрской профессии, которыми я овладел в консерватории, мною был приглашён для участия в экзамене Женский хор «Благовест» (художественный руководитель Елена Щенникова). Это позволило значительно расширить рамки экзамена и кроме основной программы, представленной Хором мальчиков, совместно с женским хором исполнить семь мотетов Феликса Мендельсона.

С каждым годом Смольный собор всё более становился неотъемлемой частью нашей хоровой жизни. Концерты проходили чаще и чаще. Мы приглашали в этот зал для совместного участия в выступлениях хоры из Германии, Франции, Швейцарии. Каждый наш совместный концерт был настоящим праздником и для нас, и для слушателей.

В 2004 году вместе с Хором любителей пения Санкт-Петербурга под управлением народной артистки России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Елизаветы Петровны Кудрявцевой мы запланировали грандиозный проект — исполнить под сводами Смольного собора силами двух наших хоров Литургию Петра Чайковского. Однако Елизавете Петровне не суждено было услышать этот концерт. Она ушла из жизни 3 октября 2004 года. Литургия Чайковского всё же была исполнена и посвящена памяти Учителя. В этот же год ушёл из жизни и директор Смольного собора — Виктор Иванович Грибанов.

29 апреля 2006 года. Совместно с Хором мальчиков Кафедрального собора Святого Мартина (город Майнц) под управлением профессора Матиаса Брайншафта в Смольном соборе состоялся грандиозный концерт. Два крупнейших хора в сопровождении симфонического оркестра исполнили две мессы Вольфганга Моцарта. Однако случилось так, что этот концерт поставил точку в нашем дальнейшем сотрудничестве со Смольным собором. Дело в том, что в 2006 году зал Собора пережил новую реконструкцию. Сцена была перенесена, появились новые кресла для зрителей, прожектора и много бархатных занавесов. Внешне всё выглядело красиво, однако акустически концертный зал был безжалостно уничтожен.

Шли годы... 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви. В этот день ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Амвросий совершил в Смольном соборе Божественную литургию. А 19 апреля 2023 года, впервые после долгого перерыва, по приглашению настоятеля Собора — отца Петра, Хор мальчиков Санкт-Петербурга вновь провёл в Соборе репетицию.

Мало кто знает, как билось в этот день моё сердце. Я приехал в Смольный собор за полтора часа до репетиции. Каждый мой шаг до его огромных входных дверей, словно машина времени, отсчитывал воспоминания прошедших лет. Их было так много, что сердце порой захлёбывалось, нарушая привычный ритм. С большим трудом я сдерживал волнение. Мне хотелось в этот вечер подарить Собору звучание нашего хора и отдать ему дань за те годы, когда он был нашим незаменимым помощником, поскольку наши концерты в его стенах всегда были искренними и выстраданными. Мне кажется, нам это удалось. Во всяком случае, и мальчики, и юноши пели в этот день на репетиции с максимальной отдачей. Да, Непредсказуем Бог в деяниях своих...»

Сольное выступление хора в Смольном соборе запланировано на 4 мая 2023 года.



 

Александр Прем,
С особой теплотой и ответственностью вспоминаю наши "Полуденные Песнопения" и другие концерты в Смольном Соборе в 2000-х годах. Когда я пел во вторых альтах. Особенно те времена, когда с нами еще была профессор Е.П. Кудрявцева. Дай Бог, чтобы концертные программы хора мальчиков Санкт-Петербурга, вновь долго и славно звучали под сводами этого родного храма!
Елена,
Восемнадцать лет...Наши мальчики Хора даже ещё не родились.Все в мире повторяется.И голос Хора снова зазвучит под сводами Смольного Собора!УСПЕХА!!
КАК приятно читать отзывы "мальчиков"прошлых поколений студийцев!!
Миша Барковский,
Вспоминаю тот последний концерт в 2006-м и то, как вы объявили, что с такой акустикой больше в Смольном мы петь не будем.

Интересно узнать - изменилась ли акустика собора после возвращения собора церкви: ведь появился алтарь, ушли сиденья для зрителей. Стало ли теперь удобнее в нём петь? Или же сцена по факту так и осталась сдвинута?
boychoir,
Миша, привет. Спасибо за отзыв. Вопрос акустики меня тоже очень волновал. Она стала такой же, как была в те годы наших концертов. Может быть, немного увеличилась реверберация, так как иконостас, который сейчас расположен за хором, он не деревянный, а тканевый. Ткань натянута на металлический каркас. Сцены там больше никакой нет.
Дмитрий Качеств ,
Проезжая по Свердловской набережной, всегда рассказываю, что мне удалось выступать в Смольном соборе. Всегда вспоминаю своего друга Сергея Грибанова, интересно как сложилась его судьба? Были ли они родственниками с директором зала? Где-то на видеокассете есть нашнаше выступление в смольном соборе, которое
снимало Петербургское телевидение, там ещё мою фамилию в титрах с ошибкой написали.
boychoir,
Димка, привет. Спасибо за отзыв. Сергей Грибанов и Виктор Иванович Грибанов - это однофамильцы. Что касается судьбы Сергея Грибанова, ничего сказать не могу. Давно о нём ничего не слышал.