Запись на прослушивание
Ctrl

 

12 ноября 2018 (понедельник)
МИЗЕРЕРЕ
В Соборе святых Апостолов Петра и Павла концертный хор дал первый в новом сезоне сольный концерт

Можно уверенно сказать, что концертный сезон 2018–2019 открыт. Семьдесят пять минут звучала сегодня под сводами Собора Святых Апостолов Петра и Павла хоровая музыка без сопровождения.

Своими впечатлениями о концерте мы попросили поделиться Художественного руководителя и дирижёра Хоровой студии мальчиков и юношей — Вадима Александровича Пчёлкина.

«Это был очень трудный концерт. И прежде всего я хочу поблагодарить публику за то, что она была настолько терпелива, что выслушала его до конца.

Сложность восприятия концерта была обусловлена несколькими объективными причинами. Причина первая — вся программа исполнялась без сопровождения. Это чрезвычайно трудно для исполнителей, а если учесть, что на календаре ещё только начало ноября — трудно вдвойне.

Есть в искусстве такое понятие — „исполнительская выдержка“. Приведу пример из области игры на фортепиано. Можно выучить семь или восемь произведений, затем — исполнить на одном концерте только два из них, на другом — только одно, на третьем — ещё одно, на четвёртом — всего три. Все четыре концерта могут быть успешными. Но для того, чтобы сыграть все семь произведений подряд — нужна исполнительская выдержка, нужна практика исполнения всех семи произведений в одном концерте.

Причина вторая — ежегодно состав хора обновляется почти на пятьдесят процентов. Часть мальчиков переходит в юношескую группу, а новые певцы приходят из среднего хора и из группы интенсивного обучения. Ещё в мае месяце эти ребята исполняли на отчётном концерте всего два несложных произведения в сопровождении рояля, общее время звучания которых не превышало и пяти минут. И вдруг — такой мощный рывок: восьми- девятиголосные песнопения, которые необходимо ещё и осмыслить!

Концертный хор — это в первую очередь учебный коллектив, и лишь во вторую — концертный. Для того, чтобы наполнить программу, состоящую из семнадцати произведений, внутренней энергией, нужна большая концертная практика. Часть детей получат эту практику на зимних гастролях и затем во втором полугодии подтянут до своего исполнительского уровня всех остальных.

В любом случае, каждый концерт — это, своего рода, подведение промежуточного итога. Оказавшись в ситуации, когда необходимо выдержать всю программу и во что бы то ни стало достоять до самого конца, ребёнок приходит на следующую хоровую репетицию другим. Повзрослевшим. Он понимает, что должен научиться ещё чему-то. Понимает больше на подсознательном уровне, чем на сознательном. Понимает, потому что человек по сути своей всё-таки борец и каждый из нас любит одерживать победы над собой. Другое дело, что кто-то довольствуется маленькими победами, а кому-то недостаточно больших, но это уже другой вопрос. Главное — стремление к победе. А стремление к победе — это движение, ведущее к развитию.

Хоровое искусство — очень трудное музыкальное направление. Оно требует огромного терпения, большой выносливости, концентрации и внимательности. Все эти человеческие качества развиваются не сразу, постепенно, зачастую не так быстро, как бы нам хотелось.

Учитывая всё вышесказанное, я доволен итогом концерта и отчётливо понимаю, в каком направлении мы пойдём с нашим хором дальше».